Поиск по этому блогу

Причины и профилактика нарушений осанки

         Профилактика и коррекция нарушений осанки базируется на знании причин деформации позвоночника и способов их ликвидации.
     Профилактика дефектов - процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Ему необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д., у школьников - на занятиях по физической культуре и спорту. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения в соответствии с его возрастом, а в старших возрастных периодах осуществляющие контроль за формированием осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха.
     Для предупреждения возникновения дефектов осанки и их коррекции необходимо проводить целый ряд лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, которые могут быть объединены в три группы:

1)    организация благоприятных и оздоровительных условий внешней среды;

2)    улучшения физического развития ребенка за счет широкого использования различных видов физических упражнений;

3)    коррекция нарушений осанки путем применения специальных упражнений, массажа и выработки постоянного стереотипа правильной осанки.

     Первая группа мероприятий предусматривает прежде всего поддержание общего гигиенического режима: полноценное и регулярное питание, достаточный, активный отдых, использование средств закаливания, лечение различных заболеваний. Следует подчеркнуть необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушечкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. Необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций, начиная с младшего возраста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания, сидения, стояния и ходьбы. Для более старших детей нужно использовать рациональную мебель, просторную одежду, приучать ребенка удерживать правильное положение тела. Хорошо известно, что нарушения осанки возникают при порочных позах и положениях во время сидения и стояния (рис.8, 9). В обыденной жизни детей может появится ряд факторов, способствующих развитию дефектов осанки. Зная их, легче предупредить нарушения.
     К порочным положениям тела при сидении, применяемых при учебных занятиях, следует отнести позу с повернутым, наклоненным в сторону и сильно согнутым вперед туловищем. Асимметричное положение плечевого пояса может явится следствием привычки сидеть, высоко подняв правое плечо (например, при занятиях за слишком высоким столом), когда левая рука свисает вниз. Постоянно сохраняющаяся привычка сидеть с подложенной под таз ногой и повернутым тазом приводит к неправильному его положению и создает асимметричное положение тела. Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением наклона таза, что связано с уменьшением силы определенных мышечных групп, удерживающих таз в нормальном положении. Подобные изменения могут наблюдаться у тучных детей, у девушек, которые носят обувь на высоких каблуках и т.д. Механизм возникновения нарушения осанки в данном случае связан со смещением общего центра тяжести вперед, которое организм старается выровнять (компенсировать) путем сильного лордозирования позвоночника в поясничном отделе.


Рис. 8. Порочные позы при сидении.



Рис. 9. Порочные положения тела при стоянии.

     Асимметричное положение тела наблюдается при привычке стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, что способствует развитию бокового искривления позвоночника. А сутулость возникает от привычной неправильной позы высоких девочек-подростков стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом. Сведение плечей вперед, свисающие плечевые суставы, асимметричная установка плечевого пояса и крыловидные лопатки могут возникнуть от условий статической нагрузки (ношением школьника портфеля в одной и той же руке). При этом на фоне общего недостаточно гармоничного физического развития формирование крыловидных лопаток связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышцы. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц спины, а свисающие плечи - результат недостаточной тяги верхней трети трапециевидной мышцы и других мышц шеи.
     Для предупреждения возникновения нарушений осанки необходимо развивать ребенка физически; вырабатывать привычку поддержания правильной осанки; носить книги в ранце, нагружая равномерно мышцы спины и плечевого пояса; столы и парты должны соответствовать росту ребенка. А при склонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонять корпус назад и опереться на спинку стула.
     Занятия любым видом спорта должны способствовать хорошему состоянию здоровья, физическому развитию и формированию навыка правильной осанки. Но в процессе нерациональных занятий спортом, где тренер увлечен только спортивными результатами, могут возникнуть заболевания позвоночника и нарушения осанки. Дефекты осанки на фоне сочетанных изменений в положении позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях развиваются у боксеров и гребцов. Эти изменения особенно ярко проявляются у боксеров. Положения боевой стойки, в которой большую часть времени на тренировке находятся боксеры, создают условия для выработки и закрепления искривлений грудного отдела в сторону с увеличением грудного кифоза.
     Поза занимаемая гребцом, отличается особенностями, характерными для каждого вида гребли. В распашной гребле у гребцов левого весла (боковой стороны) чаще всего развивается правосторонний кифосколиоз в грудном отделе, а у гребцов правого весла (загребной стороны) - левосторонний. Гребля на каноэ сопровождается еще более сложными изгибами позвоночника и нередко приводит к тотальной или S-образной его деформации. Индивидуальная норма тренировочных нагрузок должна исходить из ее целесообразности в спорте и полезности для здоровья.
     У стрелков, в зависимости от вида стрельбы, могут развиваться деформации позвоночника, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости. Так, при выполнении стрельбы с колена, происходит сильное кифозирование грудного и поясничного отдела позвоночника (рис. 10). В этом случае вес туловища в значительной мере будет восприниматься позвоночным столбом, уменьшая нагрузку на левую ногу. Несмотря на неестественную позу, при изгибе туловища можно достичь оптимального напряжения мышц спины и закрепления подвижности биозвеньев своего тела для обеспечения благоприятных условий для прицеливания и стрельбы. Особенно важным в этом упражнении является изучение закономерностей геометрии массы тела, влияющей на формирование осанки в онтогенетический период развития.
     При сильном и длительном кифозировании позвоночника возникает дисбаланс в мышечном развитии: мышечные группы спины растягиваются и укрепляются, а мышечно-связочный аппарат на передней поверхности грудной клетки укорочен, ослаблен и плохо растягивается. Это и является причиной развития нарушения осанки.


Рис. 10. Типовая схема выполнения стрельбы с колена.

     Наряду с дефектами осанки систематические стато-динамические перегрузки приводят к возникновению патологических перестроек дистрофического характера и заболеваний позвоночника. В последние годы установили, что у детей среднего и старшего школьного возраста, так же как и у взрослых, развивается остеохондроз позвоночника, одной из причин которого являются фиксированные нарушения осанки.
     Профилактика дефектов осанки и заболеваний должна обеспечиваться в ходе тренировки путем систематического применения специальных корригирующих упражнений и упражнений, укрепляющих мышечный корсет позвоночника. А воспитание стереотипа (навыка) правильной осанки должно проводиться во время тренировки и в повседневной жизни.
     Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеет малоподвижный образ жизни (длительное сидение перед телевизором, за компьютером, музыкальным инструментом). Определенную роль в строении тела и в формировании осанки играет наследственный фактор.
     Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен перенесенными заболеваниями или психологическими травмами. В первую очередь сюда относятся рахит, гипотрофия, хроническая пневмония, туберкулез, различные детские инфекции, близорукость, простудные заболевания, неврозы, детский церебральный паралич и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий